Хартия ПЕН-клуба
ПЕН заявляет:
1.Литература не знает границ и должна оставаться средством общения между народами, несмотря на политические перевороты или международные потрясения.
2.При любых обстоятельствах, и особенно в военное время, произведения искусства, культурное наследие в широком смысле, не должны страдать от национальных или политических амбиций.
3.Членам ПЕН-клуба надлежит всегда использовать все свое влияние для достижения глубокого понимания и взаимного уважения между государствами и людьми; они берут на себя обязательство прилагать максимум усилий, чтобы противодействовать всем проявлениям ненависти и отстаивать идеал единого человечества, живущего в мире и равенстве на одной планете.
4.ПЕН отстаивает принципы беспрепятственного обмена информацией внутри каждой страны и между всеми народами, его члены обязуются выступать против любого подавления свободы слова в той стране и в том сообществе, к которому они принадлежат, равно как и во всем мире, где это представляется возможным. ПЕН решительно выступает за свободу печати и против произвольного применения цензуры в мирное время. ПЕН считает, что необходимое продвижение человечества к более высоким формам политической и экономической организации требует свободной критики правительств, органов управления и политических институтов. И поскольку свобода подразумевает сознательное ограничение, члены ПЕНа обязуются бороться с такими пагубными проявлениями свободной прессы, как лживые публикации, преднамеренная фальсификация и искажение фактов в политических и личных целях.
Июнь 2006
КОНСТИТУЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПЕНа
состоящая из Хартии ПЕНа, Устава и Правил процедуры Ассамблеи делегатов
(принята на Конгрессе в Рио-де-Жанейро в июле 1979 г., поправки внесены на конференции в Кембридже в апреле 1988 г., дальнейшие изменения внесены на Конгрессе в Хельсинки в сентябре 1998 г.) Последующие изменения вносились на Лондонской Ассамблее в ноябре 2003 г., на Конгрессе в Тромсе в сентябре 2004 г., на Конгрессе в Бледе в июне 2005 г. и на Берлинском Конгрессе в июне 2006 г.
ХАРТИЯ ПЕНа
Хартия ПЕНа основывается на резолюциях его международных конгрессов и сводится к следующему:
ПЕН заявляет:
1.Литература не знает границ и должна оставаться средством общения между народами, несмотря на политические перевороты или международные потрясения.
2.При любых обстоятельствах, и особенно в военное время, произведения искусства, культурное наследие в широком смысле, не должны страдать от национальных или политических амбиций.
3.Членам ПЕН-клуба надлежит всегда использовать все свое влияние для достижения глубокого понимания и взаимного уважения между государствами и людьми; они берут на себя обязательство прилагать максимум усилий, чтобы противодействовать всем проявлениям ненависти и отстаивать идеал единого человечества, живущего в мире и равенстве на одной планете.
4.ПЕН отстаивает принципы беспрепятственно
______________
Членство в ПЕНе открыто для всех профессиональных писателей, редакторов и переводчиков, которые признают эти цели независимо от национальности, языка, расы, цвета кожи или вероисповедания.
УСТАВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПЕНа
ЧАСТЬ I. ЦЕНТРЫ И ЧЛЕНСТВО
Статья 1. Международный ПЕН
а) Международный ПЕН-клуб, цели которого определены в его Хартии, был основан в 1921 г. и состоит из национальных Центров, расположенных по всему миру. Он учрежден под английской юрисдикцией, имеет штаб-квартиру в Лондоне и действует в соответствии со своей Конституцией, состоящей из Хартии, Устава и Правил процедуры.
б) Международный ПЕН - организация, стоящая вне политики, которая обязуется беспристрастно защищать свободу убеждений и свободное выражение их, как это определено в статье 19 Всеобщей Декларации прав человека ООН.
в) Международный ПЕН существует на ежегодные взносы и иные отчисления от национальных Центров, на дотации, пожертвования, наследства и доли прибыли. Он может быть владельцем собственности и инвестиций любого рода.
Статья 2. Центры
а) Центр - это ассоциация, в которую входят не менее двадцати членов, имеющих законное право на членство, как определено в статье 3, с избранным органом управления и принятая в Международный ПЕН в соответствии с настоящим Уставом.
б) Вопрос о принятии Центра в Международный ПЕН может быть рассмотрен, если его организаторы подали в Международный Секретариат экземпляры Хартии ПЕНа, подписанные всеми потенциальными членами, совместно с краткими биографиями каждого из них, удостоверяющими их право на прием в члены ПЕНа.
в) Предложения о создании новых Центров могут быть внесены существующим Центром или Исполнительным Советом.
г) Центр может быть создан большинством в две трети голосов Ассамблеи делегатов.
д) Для настоящего Устава каждый Центр должен быть автономным субъектом, включая следующие положения:
весь Центр и каждый его член в отдельности должны разделять идеи Хартии ПЕНа;
каждый Центр должен посылать в Международный Секретариат свои уставные документы, а также краткий отчет о своей деятельности в январе каждого года, включая список его членов;
в своей деятельности Центр должен руководствоватьс
е) В каждой стране обычно создается один Центр, за исключением тех случаев, когда страна обширна, когда в ней говорят более, чем на одном языке или имеется более одной литературы. Если предполагается создать в одной стране дополнительные Центры, необходимо в первую очередь проконсультирова
ж) Центры, однако, могут быть созданы без связи с какой-либо страной.
з) Каждый Центр отвечает лишь за своих членов.
Статья 3. Членство в Центрах
а) На членство в ПЕНе могут претендовать писатели, редакторы и переводчики, имеющие литературные и иные заслуги, разделяющие цели Хартии, независимо от их национальной, языковой, расовой и религиозной принадлежности. Центры могут предложить ассоциированное членство любому писателю, дабы воздать должное его значительному вкладу в продвижение идей Международного ПЕНа.
б) Член ПЕНа имеет право состоять в более чем одном Центре согласно статье 4.
в) Каждый Центр может по своему усмотрению предоставить любому члену другого Центра право посещать свои собрания.
г) Центр может исключить члена из своих рядов, если находит его поведение резко противоречащим духу Хартии ПЕНа.
д) Центр обязан незамедлительно известить Международный Секретариат о любом случае дисквалификации члена в соответствии со статьей 3 (г).
Статья 4. Право голоса членов Центров
а) Ни один член не имеет права голоса в делах более чем одного Центра.
б) Во время выборов в члены во втором или другом последующем Центре член должен решить, где он будет голосовать, и информировать об этом каждый Центр, членом которого он является.
Статья 5. Ежегодные взносы
а) Каждый Центр обязан ежегодно платить в Международный ПЕН взносы, размер которых устанавливается Ассамблеей делегатов.
б) Центр, который не в состоянии заплатить взносы, должен представить объяснение Международному Секретарю. Невозможность представить веское объяснение неуплаты взносов в течение двух лет подряд может повлечь за собой приостановку членства согласно статье 6 (б).
Статья 6. Выход, приостановка членства и исключение Центров
а) Ассамблея делегатов может в одном из следующих случаев объявить, что тот или иной Центр признан бездействующим:
* если он представит Международному Секретарю письменное заявление о выходе, подписанное должностными лицами или исполняющими их обязанности, которое Международный Секретарь сочтет приемлемым;
* если число его членов упадет ниже двадцати;
* если он не сможет реагировать на постоянные запросы Международного Секретаря;
* по настоятельной рекомендации Международного Секретаря.
Если не будет представлено никаких приемлемых обстоятельств, противоречащих этому решению, Ассамблее надлежит на ближайшем заседании объявить, что Центр прекратил свое существование.
б) Ассамблея делегатов может приостановить членство Центра в Международном ПЕНе и право называть себя ПЕН-центром, если поведение этого Центра резко противоречит духу Хартии ПЕНа или если он не сможет представить объяснение неуплаты ежегодных взносов в течение двух лет подряд, которое Исполнительный Совет сочтет достаточно веским. Соответствующая резолюция с основательными доказательствами должна быть предложена Ассамблее делегатов Исполнительным Советом. Перед тем, как проводить голосование по резолюции, Центру должна быть предоставлена достаточная возможность объяснить свои обстоятельства.
в) После периода приостановки членства, решение о котором было принято согласно статье 6 (б), Ассамблея делегатов может либо отменить приостановку членства Центра, либо исключить Центр из Международного ПЕНа. Решение об исключении Центра из Международного ПЕНа принимается большинством в две трети голосов делегатов, присутствующих на Ассамблее и имеющих право голоса.
ЧАСТЬ II: КОНГРЕСС, АССАМБЛЕЯ ДЕЛЕГАТОВ, ЗАСЕДАНИЯ И КОМИТЕТЫ
Статья 7. Конгресс и заседания
а) Международный ПЕН должен ежегодно проводить Конгресс, на который на несколько дней собираются члены Центров и их гости и во время которого проводятся сессии Ассамблеи депутатов, а также литературные дискуссии и социальные мероприятия.
б) Международный ПЕН и его постоянные комитеты могут проводить периодические конференции и заседания.
Статья 8. Ассамблея делегатов
а) Ассамблея делегатов является законодательным органом Международного ПЕНа.
б) В составе Ассамблеи делегатов должны присутствовать:
* делегаты (не более двух от каждого Центра);
* должностные лица (как определено в статье 16);
* (в силу занимаемой должности) Исполнительный Директор;
* один представитель от каждого, должным образом назначенного, комитета;
* Специальный Комитет советников от Международного ПЕНа.
в) Члены Ассамблеи делегатов или любого комитета не получают вознаграждения за услуги, оказанные Международному ПЕНу. Зарплата и гонорары, однако, могут выплачиваться членам, исполняющим должностные обязанности.
г) Ассамблея делегатов должна ежегодно собираться во время Конгресса Международного ПЕНа. Ассамблея делегатов может быть также созвана в любое другое время по решению Исполнительного Совета или по письменному требованию не менее 20 Центров.
д) Члены Ассамблеи, не являющиеся делегатами, не голосуют.
Статья 9. Обязанности Ассамблеи делегатов
В компетенцию Ассамблеи делегатов входит следующее:
а) разрешение на прием, приостановку членства и исключение Центров;
б) избрание специального Комитета по мониторингу, чтобы способствовать выдвижению кандидатов на должности Международного Президента, Казначея, Секретаря или членов Исполнительного Совета, в соответствии со статьей 11;
в) выборы должностных лиц Международного ПЕНа;
г) утверждение по рекомендации Исполнительного Совета и Советников бюджета Международного ПЕНа;
д) утверждение по рекомендации Исполнительного Совета должностей Советников;
е) голосование по резолюциям, должным образом представленным ей;
ж) решение о месте проведения конгрессов;
з) рассмотрение и обсуждение любых других вопросов, касающихся Международного ПЕНа.
Статья 10. Резолюции
а) Резолюции Ассамблеи делегатов должны быть представлены и проголосованы в соответствии с положениями Правил 7, 9, 11 и 17 Правил процедуры.
б) Резолюции по изменению настоящего Устава или Хартии ПЕНа требуют для принятия большинства в две трети голосов, при этом должно вестись поименное голосование. Внутрисессионные резолюции требуют для принятия большинства в две трети голосов. Обычные резолюции могут пройти простым большинством.
в) Резолюции, принятые надлежащим образом на Ассамблее делегатов и содержащие поправки к Хартии, Уставу или Правилам процедуры Международного ПЕНа, вступают в силу после того, как Международный Секретарь известит все Центры.
г) Все иные резолюции вступают в силу немедленно после их принятия.
Статья 11. Комитеты
а) Ассамблея делегатов может, без ущерба для своей собственной компетенции, назначать или избирать постоянный, специальный, целевой или временный комитет для рассмотрения или подготовки сообщения по любым вопросам, имеющим отношение к целям Международного ПЕНа.
б) Комитеты формируются и функционируют в соответствии с положениями Правила 22 Правил процедуры.
в) В рамках этой статьи следует учредить специальный комитет, обозначенный как Советники Международного ПЕНа, которому надлежит состоять не более чем из 14 (четырнадцати) человек, обладающих полезными знаниями, опытом или навыками, а также заинтересованных в целях, задачах и программах Международного ПЕНа и имеющих обязательства перед ним. Доверенные лица могут, но не обязаны быть членами Международного ПЕНа.
В задачи Доверенных лиц Международного ПЕНа входит поддержка продвижения целей, задач и программ Международного ПЕНа и в особенности помощь и консультирование Исполнительного Совета в поисках путей, способов и ресурсов работы организации;
Доверенные лица назначаются Ассамблеей делегатов на трехлетний срок по представлению Исполнительного Совета с правом быть повторно избранными;
Доверенные лица участвуют в заседаниях Исполнительного Совета хотя бы раз в году и регулярно получают все документы Исполнительного Совета, относящиеся к их компетенции, включая повестку дня и протоколы заседаний Исполнительного Совета;
Доверенные лица номинируют Председателя из своего состава и предлагают Ассамблее делегатов его или ее назначение;
Срок полномочий Председателя Доверенных лиц составляет не более шести лет;
Международный Секретарь, Казначей и Исполнительный Директор по служебному положению входят в круг Доверенных лиц и участвуют – без права голоса – в их заседаниях. Исполнительный Директор в силу занимаемой должности является Секретарем Доверенных лиц.
г) В рамках этой статьи учреждается специальный Комитет, обозначенный как Комитет по мониторингу, призванный содействовать выдвижению потенциальных кандидатов на должности Международного Президента, Казначея, Секретаря и членов Исполнительного Совета. Комитет по мониторингу должен:
состоять из пяти бывших или ныне действующих делегатов, которые избираются Ассамблеей делегатов на трехлетний срок;
по мере надобности проводить в перерывах между заседаниями Ассамблеи делегатов консультации со своими членами, а также с Центрами для надлежащей идентификации кандидатов в соответствии со статьями 17, 21, 24 и 28;
осуществляя подбор кандидатов в члены Исполнительного Совета, учитывать репрезентативнос
Статья 12. Голосование
а) Каждый Центр имеет право одного голоса на Ассамблее делегатов. Члены Ассамблеи, которые не являются делегатами, не голосуют.
б) Голосование по почте может иметь место согласно условиям, изложенным в Правиле 10 Правил процедуры.
в) Один из Центров может уполномочить любой другой Центр проголосовать за него путем передачи голоса согласно Правилу 11 Правил процедуры. Ни одному Центру не разрешается голосовать более, чем за три Центра.
Статья 13. Присутствие на Ассамблее делегатов
а) Два делегата одного Центра, посещающие Ассамблею, должны быть членами этого Центра, официально назначенными представлять его на данном собрании.
б) Заседания Ассамблеи делегатов должны быть открыты для всех членов ПЕНа, имеющих право посещать их лишь в роли наблюдателей, если только Ассамблея делегатов не решит большинством в две трети голосов, что то или иное заседание или его часть должны быть закрытыми и неуполномоченные лица не должны присутствовать на них.
в) Гости и наблюдатели могут быть приглашены на условиях, изложенных в Правилах процедуры.
Статья 14. Правила процедуры
а) Заседания Ассамблеи делегатов должны проводиться в соответствии с Правилами процедуры, приложенными к настоящему Уставу.
б) Правила процедуры должны быть приняты и могут быть изменены Ассамблеей делегатов. Любая из таких поправок должна быть выдвинута как обычная резолюция в соответствии с Правилом 7 Правил процедуры.
Статья 15. Принимающий Центр
а) Каждый конгресс или конференция могут быть созваны под патронажем одного или нескольких Центров, конференции могут быть созваны под патронажем одного из постоянных комитетов.
б) Принимающий Центр должен создать условия, необходимые для проведения конгресса или конференции, как это установлено в Правиле 21 Правил процедуры.
ЧАСТЬ III. ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА
Статья 16. Должностные лица Международного ПЕНа
а) Международный ПЕН должен иметь следующих должностных лиц:
* Международный Президент;
* представители почетных категорий Международного ПЕНа (Почетные Президенты и Вице-Президенты)
* Международный секретарь;
* Международный казначей;
* Члены Исполнительного Совета;
* Председатели постоянных комитетов.
б) Должностные лица не имеют права голоса, если только они не являются также официальными делегатами с правом голоса.
в) Любое должностное лицо может в любое время уйти в отставку, подав письменное уведомление Президенту или Международному Секретарю. Любое должностное лицо может в любое время быть освобождено от должности большинством голосов членов Исполнительного Совета. В случае подобной отставки или освобождения или же в случае невозможности исполнять свои полномочия тем или иным должностным лицом, Исполнительный Совет может предварительно назначить другое лицо исполнять обязанности этого чиновника, пока Ассамблея делегатов не изберет преемника; секретариат извещает Комитет по мониторингу о необходимости подбора одного или нескольких кандидатов на эту должность.
Раздел А. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРЕЗИДЕНТ
Международный Президент должен быть членом ПЕН-клуба и выдающимся писателем с мировой литературной славой.
Статья 17. Выборы Международного Президента
а) Кандидатуры на пост Международного Президента должны быть выдвинуты по меньшей мере тремя Центрами и должны быть выбраны Ассамблеей делегатов в соответствии с положениями, закрепленными в Правиле 12 Правил процедуры.
б) Международный Президент избирается сроком на три года и может быть повторно избран еще на один трехлетний срок.
в) Вновь избранный Президент незамедлительно приступает к исполнению своих обязанностей, следуя решению избравшей его Ассамблеи.
Статья 18. Обязанности Международного Президента
Международный Президент обязан:
а) выступать публичным представителем организации в мире;
б) представлять Международный ПЕН на соответствующих публичных форумах, конференциях и мероприятиях; а также
в) вносить свой вклад через Исполнительный Совет в ключевые политические инициативы.
Международный Президент может по своему усмотрению:
г) выступать в роли Председателя на Ассамблее делегатов и заседании Исполнительного Совета; а также
д) посещать заседания всех постоянных комитетов.
Раздел Б. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПОЧЕТНЫХ КАТЕГОРИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ПЕНА
Каждый представитель почетных категорий Международного ПЕНа должен быть авторитетным писателем, разделяющим принципы, провозглашенные в Хартии.
Каждый Вице-Президент должен являться членом ПЕНа и быть известным писателем, имеющим значительные заслуги перед Международным ПЕНом и его идеалами. Количество Вице-Президентов не должно превышать двадцать.
Статья 19. Выборы Вице-Президентов
а) Кандидатуры на посты Вице-Президентов должны выдвигаться совместно Международным Президентом и Исполнительным Советом или тремя Центрами; их выборы должны проводиться в соответствии с положениями, изложенными в Правиле 13 Правил процедуры.
б) Вице-Президенты избираются пожизненно.
Статья 19. Выборы почетных категорий
а) Категория I, Почетные Президенты. Каждое лицо, занимавшее пост Президента Международного ПЕНа, пожизненно принадлежит к особой категории, называемой Почетные Президенты.
б) Категория II, Вице-Президенты. Эта категория должна состоять не более, чем из двадцати человек. Каждый Вице-Президент исполняет свои полномочия в течение десяти лет. В виде исключения, Вице-Президент, десятилетний срок полномочий которого истек, может быть номинирован в кандидаты на следующий срок.
За заслуги перед ПЕНом: За исключительные заслуги перед организацией член Международного ПЕНа может быть избран Вице-Президентом
За литературные достижения: Писатель с мировым именем может быть избран Вице-Президентом Международного ПЕНа за литературные достижения, при этом ему не обязательно быть членом ПЕН-клуба. Число Вице-Президентов за литературные достижения не должно превышать двенадцати.
Одно лицо может относиться лишь к одной из почетных категорий и может лишь один раз быть кандидатом на избрание в категорию Вице-Президентов
Статья 20. Обязанности представителей Почетных категорий
Представители Почетных категорий могут посещать Конгрессы и участвовать в работе Ассамблеи делегатов, а также исполнять обязанности и поручения, возложенные на них Исполнительным Советом или Международным Президентом.
Раздел В. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КАЗНАЧЕЙ
Статья 21. Выборы Международного казначея
Международный казначей может быть выдвинут любым Центром и должен быть избран Ассамблеей делегатов в соответствии с положениями, закрепленными в Правиле 14 Правил процедуры. Международный казначей избирается сроком на три года и может быть избран повторно.
Статья 22. Обязанности Международного казначея
Международный казначей обязан:
а) подготовить и представить годовой бюджет Ассамблее делегатов, проводя консультации с Международным Секретарем, а также с Исполнительным Советом и Советниками;
б) отвечать за денежные средства Международного ПЕНа, собирать ежегодные взносы с Центров и информировать Ассамблею о тех Центрах, взносы от которых не поступают более двух лет;
в) обеспечивать надлежащее и аккуратное ведение счетов Международного ПЕНа и осуществлять их регулярную ревизию;
г) отчитываться дважды в год перед Исполнительным Советом и Советниками и ежегодно перед Ассамблеей депутатов.
Раздел Г. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ
Статья 23. Исполнительный Совет и его структура
а) В состав Исполнительного Совета должны входить Международный Президент, Международный казначей, Международный секретарь и семь членов, избранных Ассамблеей делегатов.
б) Исполнительный Совет избирает из числа своих членов Заместителя Председателя.
в) Исполнительный директор по занимаемой должности является Секретарем Исполнительного Совета и принимает участие в его заседаниях без права голоса.
г) Председатели постоянных и специальных комитетов могут посещать регулярные заседания Исполнительного Совета и получают все текущие документы, включая повестки дня и протоколы.
д) Как указано в статье 16 настоящего Устава, члены Исполнительного Совета, как выбранные, так и находящиеся в должности, являются должностными лицами Международного ПЕНа и не имеют права голоса на сессиях Ассамблеи, если только они не являются также официальными делегатами с правом голоса.
е) Если позволяют финансовая ситуация, Международный ПЕН несет расходы по содержанию Исполнительного Совета и его заседаний.
Статья 24. Выборы членов Исполнительного Совета
а) Кандидатуры в Исполнительный Совет должны быть выдвинуты хотя бы двумя Центрами и избраны Ассамблеей делегатов в соответствии с положениями, изложенными в Правиле 15 Правил процедуры.
б) Члены Исполнительного Совета избираются сроком на три года и могут быть вторично избраны еще на один срок.
в) Выборы членов Исполнительного Совета проводятся поэтапно. 2 (два) члена избираются раз в два года, а 3 (три) избираются в промежуточном году, в соответствии с истечением срока их полномочий.
г) Во время выборов в Исполнительный Совет каждый Центр имеет право голосовать за такое количество кандидатов из списка номинантов, сколько существует вакансий в комитете.
д) Если тот или иной член не в состоянии отработать свой срок, Комитет по мониторингу предлагает одну или несколько кандидатур на оставшийся срок для избрания на очередной Ассамблее делегатов.
Статья 24-бис. Промежуточная процедура выборов членов Исполнительного Совета в трехгодичном цикле
Чтобы дать возможность Исполнительному Совету перейти на трехгодичный электоральный цикл, описанный в статье 24:
а) На выборах, следующих после вступления в силу данной статьи 24-бис, член, получивший наибольшее количество голосов, избирается на трехгодичный срок, а двое других – на два года.
б) На вторых выборах, следующих после вступления в силу данной статьи 24-бис, двое членов, получивших наибольшее количество голосов, избираются на трехгодичный срок, а двое других – на два года.
Статья 25. Обязанности Исполнительного Совета
Исполнительный Совет обязан проводить в жизнь решения Ассамблеи делегатов, действовать от ее имени и руководить работой Международного ПЕНа в перерывах между сессиями Ассамблеи. Координируя свои действия с Международным секретариатом, он должен:
а) проявлять инициативу и принимать меры, необходимые для популяризации Международного ПЕНа и его идей во всем мире, развивать организацию в соответствии с основополагающим
б) консультируясь с Советниками, контролировать и отслеживать финансовую ситуацию Международного ПЕНа;
в) получать от Международного казначея и проверять годовой бюджет, консультируясь с Советниками, а затем представлять свои рекомендации Ассамблее.
г) проявлять инициативу совместно с Советниками Международного ПЕНа по изысканию средств для деятельности Международного ПЕНа;
д) по мере необходимости и в соответствии со статьей 11, проводить мониторинг кандидатов в Советники и представлять их Ассамблее делегатов, как предписано в настоящем Уставе;
е) по мере необходимости и в соответствии со статьей 11, предпринимать шаги по содействию продвижения кандидатур в Комитет по мониторингу;
ж) пересматривать и давать рекомендации Ассамблее относительно действий, разрешенных настоящим Уставом, в отношении Центров и членства;
з) поощрять Центры в предложении тем и мест проведения Конгрессов, конференций и региональных заседаний, а также наблюдать за подготовкой Исполнительным директором повестки дня Ассамблеи делегатов;
и) отчитываться перед Центрами один раз в год.
Статья 26. Заседания Исполнительного Совета
Исполнительный Совет заседает во время каждого конгресса, хотя бы один раз в год вместе с Советниками Международного ПЕНа и в любое другое время, когда это будет решено самим Исполнительным Советом.
Статья 27. Постоянный регламент
Исполнительный Совет принимает постоянные документы, регламентирующие его работу, и докладывает о них Ассамблее делегатов.
Раздел Д. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Международный Секретарь может, но не обязан быть членом Международного ПЕНа.
Статья 28. Выборы Международного Секретаря
а) В случае необходимости Комитет по мониторингу инициирует поиск одного или нескольких подходящих кандидатов на пост Международного Секретаря. Комитет составляет перечень обязанностей, входящих в компетенцию Международного Секретаря, в соответствии со статьей 29 настоящего Устава.
б) Кандидатуры могут предлагаться Комитету Центрами, членами Исполнительного Совета или другими должностными лицами Международного ПЕНа, но выбираются из числа лиц, принимавших активное участие в делах Международного ПЕНа.
в) Комитет по мониторингу отбирает одну или несколько кандидатур, соответствующих кругу обязанностей, и представляет их Ассамблее делегатов для выборов.
г) Международный Секретарь избирается Ассамблеей делегатов в соответствии с положениями Правила 16 Правил процедуры сроком на три года и может быть избран вторично еще на одинтрехлетний срок в соответствии с пунктами б) и в) данной статьи.
д) После избрания Международного Секретаря Исполнительный Совет составляет соглашение, определяющее компенсацию и иные условия работы.
е) Международный Секретарь не имеет права параллельно быть должностным лицом в каком-либо Центре.
Статья 29. Обязанности Международного Секретаря
Международный Секретарь осуществляет наблюдение за работой Исполнительного директора и контроль Международного секретариата, отвечает за ежедневную работу Международного ПЕНа.Находясь под контролем Исполнительного Совета, Международный Секретарь обязан:
а) выполнять роль секретаря Ассамблеи делегатов;
б) регулярно отчитываться перед Исполнительным Советом между заседаниями;
в) поддерживать постоянный контакт со всеми Центрами и комитетами;
г) представлять Международный ПЕН в соответствующих случаях;
д) исполнять иные задачи по согласованию с Исполнительным Советом.
Статья 30. Международный Секретариат
а) Международный Секретариат расположен в Лондоне, находится в ведении Исполнительного директора, главы администрации Международного ПЕНа, приглашенного Исполнительным Советом и подчиненного ему.
б) Исполнительный директор:
исполняет обязанности секретаря Исполнительного Совета;
поддерживает регулярный контакт с Центрами и Комитетами;
принимает необходимые меры по набору кадров Международного Секретариата; а также
выполняет другие задачи под руководством Международного секретаря.
ЧАСТЬ IV. ЯЗЫКИ
Статья 31. Языки
а) Рабочими языками Международного ПЕНа являются французский, английский и испанский. Устный и письменный перевод на рабочие языки является приоритетом Международного ПЕНа.
б) Другие языки могут быть использованы во время форумов Международного ПЕНа на условиях, изложенных в Правиле 19 Правил процедуры.
в) Распространение документов на рабочих языках организовывается Международным Секретариатом.
ЧАСТЬ V. ЛИКВИДАЦИЯ
Статья 32. Ликвидация Международного ПЕНа
При ликвидации Международного ПЕНа любые излишки средств сверх обязательств должны быть выплачены ЮНЕСКО или другой организации-прее
ПРАВИЛА ПРОЦЕДУРЫ
АССАМБЛЕИ ДЕЛЕГАТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПЕНА
Правило 1. Созыв Ассамблеи Делегатов
Решение о созыве Ассамблеи Делегатов, а также проект повестки дня Международный Секретарь должен разослать во все Центры не позднее, чем за шесть недель до даты открытия Ассамблеи.
Правило 2. Повестка дня Ассамблеи Делегатов
а) Международный Секретарь должен готовить проект повестки дня каждой Ассамблеи Делегатов и представлять его для одобрения Исполнительному Совету.
б) Проект повестки дня должен быть разослан во все Центры в соответствии с Правилом 1 данных Правил процедуры.
в) Повестка дня Ассамблеи Делегатов должна включать следующее:
* доклад Исполнительного Совета;
* доклад Международного Казначея о финансовом положении Международного ПЕНа, а также бюджет Международного ПЕНа на следующий год;
* доклад Международного Секретаря о деятельности Международного ПЕНа, который должен включать подробный перечень всей деятельности по предыдущим резолюциям Ассамблеи Делегатов;
* другие вопросы, которые будут сочтены необходимыми.
Правило 3. Председатель Ассамблеи Делегатов
Международный Секретарь должен являться Председателем Ассамблеи Делегатов либо может делегировать это право кому-либо.
Правило 4. Права и обязанности Председателя
а) Председатель должен:
* объявлять открытие и закрытие каждой Сессии;
* перед тем, как приступить к рассмотрению вопросов повестки дня,
довести до сведения делегатов любое сообщение, которое, по
его мнению, может иметь непосредственное отношение к повестке;
* назначить двух помощников Международного Секретаря для подсчета голосов;
* направлять обсуждения, поддерживать порядок, обеспечивать соблюдение этих правил такими мерами, каких потребуют обстоятельства, предоставлять или отбирать право обратиться к Ассамблее Делегатов, а также ставить на голосование предложения, резолюции и поправки;
б) Председатель не должен голосовать.
в) При отсутствии Председателя или его доверенного лица во время собрания или какой-то его части Ассамблея Делегатов должна выбрать и.о. Председателя, который будет иметь те же права и обязанности, как и сам Председатель, пока последний снова не приступит к своим обязанностям Председателя.
Правило 5. Проведение Ассамблеи Делегатов
а) Никто не должен обращаться к Собранию без разрешения Председателя;
б) Последовательнос
в) Никто не имеет права выступать более одного раза по одному и тому же предложению, резолюции или поправке без разрешения Председателя, за исключением того, кто выдвинул предложение и должен иметь право выступить дважды, если только Председатель ранее не объявил обсуждение законченным;
г) Председателю может понадобиться спикер для объявления о том, что он снова приступил к своим обязанностям или уходит с собрания;
д) Вопросы по порядку ведения собрания должны решаться Председателем немедленно;
е) Регламент выступлений не должен превышать 5 минут, если Председатель не согласен продлить его;
ж) Руководить процессом голосования должен Международный Секретарь вместе с двумя помощниками, назначенными Председателем.
Правило 6. Кворум
На каждой сессии Ассамблеи Делегатов кворум должны составлять делегаты, представляющие не менее двадцати Центров, как указано в статье 8 б).
Правило 7. Резолюции и поправки
а) Должно быть три категории решений по существу, а именно: поправочные резолюции, касающиеся Хартии и Устава; резолюции, обычные и внутрисессионные
* Поправочные резолюции. Они содержат поправки к Хартии или Уставу ПЕНа или действующим Правилам и должны рассматриваться в соответствии со статьей 10 (б) Устава и Правилом 17 данных Правил процедуры;
* Обычные резолюции и рекомендации, которые должны быть представлены Международному Секретарю в письменном виде на одном или нескольких рабочих языках не менее чем за 10 недель до Сессии Ассамблеи Делегатов. Они должны исходить от Центров, официальных лиц или от Исполнительного Совета. Международный Секретарь должен разослать их во все Центры как можно раньше до открытия Ассамблеи. По обычным резолюциям должно быть проведено голосование в соответствии с Правилом 9 (г), и они должны приниматься простым большинством голосов;
* Внутрисессионные резолюции – это резолюции, поданные Международному Секретарю в письменном виде на одном или нескольких рабочих языках в течение десятинедельного периода до Сессии или во время Сессии. Они должны исходить от Центра, должностного лица либо Исполнительного Совета. Международный секретариат должен разослать их как можно скорее во все Центры, представленные на Сессии. По внутрисессионным резолюциям должно быть проведено голосование в соответствии со статьей 10 (б) Устава и Правилом 17 данных Правил процедуры.
б) Секретариат должен (после согласования с председателями постоянных комитетов и со всеми, кто имеет к этому непосредственное отношение) нести ответственность за выявление аналогичных резолюций, а также тех, которые находятся вне компетенции Международного ПЕНа, и снятию их с повестки дня.
в) Каждая резолюция и поправка должна быть предложена и поддержана членами Ассамблеи Делегатов до того, как начнется ее обсуждение и голосование.
г) Если в резолюции содержится несколько поправок, Председатель должен решить, в каком порядке они должны обсуждаться и ставиться на голосование.
д) Если в резолюцию в результате голосования внесены поправки, эта резолюция вместе с поправками должна ставиться на окончательное голосование.
е) Любая резолюция, ее часть или поправка могут быть отозваны предложившим ее Центром в любое время перед тем, как она будет поставлена на голосование, но после такого отзыва она может без предварительного уведомления быть предложена снова, если ее поддержит другой Центр.
Правило 8. Предложения
а) Предложения по порядку ведения (по процедуре) могут быть сделаны устно любым членом Ассамблеи Делегатов без предварительного уведомления. Такими предложениями могут быть:
* предложение об отнесении вопроса к прошлым повесткам;
* предложение об отсрочке рассмотрения данного вопроса;
* предложение о приостановке Собрания;
* предложение о приостановке обсуждения какого-либо вопроса;
* предложение о том, чтобы Ассамблея Делегатов перешла к рассмотрению следующего вопроса повестки дня Собрания.
б) Любое должностное лицо или делегат может внести предложение о прекращении обсуждения какой-то конкретной резолюции, поправки или общего вопроса. Решение по такому предложению может быть вынесено в соответствии со следующими условиями:
* Председатель должен вносить предложение о прекращении
голосования, только если его поддерживают по крайней мере 12
делегатов;
* Председатель может разрешить выступления против предложения о
прекращении;
* ни один выступающий не имеет права выступать по предложению о
прекращении более трех минут;
* после того, как предложение о прекращении обсуждения конкретной резолюции или поправки принято, Председатель должен поставить эту поправку или резолюцию на голосование.
Правило 9. Процедура голосования
а) Каждый Центр в лице его официального делегата имеет право только на один голос, который в соответствии с Правилом 10 может быть прислан по почте в виде бюллетеня для голосования.
б) По усмотрению Председателя голосование путем поднятия рук может проводиться по процедурным вопросам, по вопросам ведения протокола и для удобства членов, например, по времени и месту Собрания.
в) Ассамблея Делегатов должна голосовать путем поднятия рук, кроме тех случаев, когда Устав или эти Правила требуют регистрированног
г) При голосовании путем поднятия рук подсчет голосов должен проводиться Международным Секретарем и назначенными наблюдателями, результаты должны объявляться Международным Секретарем. Там, где при голосовании путем поднятия рук установлено явное большинство, Председатель может объявить предложение принятым или отклоненным на основании визуального впечатления, если делегат не потребует подсчета голосов.
д) Регистрированное голосование должно проводиться в случае принятия резолюций с поправками к Уставу или Хартии. При регистрированном голосовании каждый Центр обладает одним голосом или правом воздержаться;
е) Регистрированное голосование должно проводиться по любым вопросам путем поднятия рук по требованию по крайней мере десяти делегатов, имеющих право голоса;
ж) Делегат, предлагающий резолюцию, по которой должно проводиться регистрированное голосование, должен проголосовать первым, а затем в алфавитном порядке по названиям Центров, начиная с его Центра;
з) Международный секретариат должен сделать полную запись регистрированног
и) Международный Секретарь вместе с двумя делегатами, выбранными Ассамблеей, должен обеспечить проведение тайного голосования в обстановке конфиденциальнос
к) Большинство в две трети голосов должно означать две трети общего количества голосов, поданных за и против резолюции;
л) Никакая резолюция не пройдет в случае равенства голосов "за" и "против", когда голосование проводится повторно и с тем же результатом.
Правило 10. Бюллетени, присланные по почте
а) Каждый Центр может прислать бюллетень по почте при выборах Международного Президента (Правило 12), Вице-президентов (Правило 13) Международного Казначея (Правило 14), членов Исполнительного Комитета (Правило 15) и Международного Секретаря (Правило 16). Такие бюллетени должны быть присланы по почте либо по факсу Международному Секретарю и должны поступить в Секретариат не позднее, чем за неделю до открытия Ассамблеи Делегатов.
б) Бюллетень, присланный по почте, может быть заменен голосом делегата от Центра, присутствующего на Ассамблее.
Правило 11. Голосование по доверенности
Подсчет голосов по доверенности, согласно статье 12 (в) Устава должен проводиться после голосования поднятием рук; затем все голоса суммируются. В случае тайного и регистрированног
Правило 12. Выборы Международного Президента
а) Исполнительный директор должен уведомить все Центры о предстоящих президентских выборах не позднее, чем за шесть месяцев до предполагаемой даты выборов.
б) Список предлагаемых кандидатур должен, согласно статье 17 (а) Устава быть представлен Международному Секретарю не позднее, чем за три месяца до предполагаемой даты выборов, либо позднее по распоряжению Исполнительного Совета. Список необходимых документов для выдвижения должен включать письмо кандидата с согласием баллотироваться, биографию и заявление о намерениях.
в) Исполнительный директор должен обеспечить немедленную рассылку во все Центры, но не позднее, чем за девять недель до даты выборов, списка, биографий и заявлений о намерениях кандидатов в президенты.
г) Выборы должны проводиться на сессии Ассамблеи Делегатов тайным голосованием, если только Ассамблея не примет иное решение. Каждый Центр, обладающий правом голоса, должен получить официальный бюллетень не позднее, чем за шесть недель до даты выборов. Бюллетени могут быть доставлены на собрание делегатами, либо поступить в Международный секретариат по факсу или по почте не позднее чем за неделю до выборов.
д) Кандидат, получивший абсолютное большинство голосов, считается избранным на пост Президента.
е) Если ни один кандидат не набрал абсолютного большинства голосов, во время собрания Ассамблеи Делегатов должно проводиться повторное голосование среди присутствующих делегатов, обладающих правом голоса, чтобы сделать выбор между двумя кандидатами, получившими большинство голосов при первичном голосовании. Если большинство достигается менее чем тремя голосами, следует бросать жребий.
Правило 13. Выборы Вице-президентов
а) Выдвижение на пост Вице-президента должно проходить в соответствии со статьей 19(б) Устава. Документы номинантов должны поступить в Международный секретариат не позднее, чем за три месяца до предполагаемой даты выборов либо позднее по решению Исполнительного Совета. Сюда входят: краткая биография кандидата и причины для его выдвижения. Любое обнародование имен кандидатов, чье выдвижение не было одобрено Исполнительным Советом в соответствии со статьей 19 (б) Устава, оставлено на усмотрение Исполнительного Совета.
б) Исполнительный директор должен проинформировать все Центры в кратчайший срок, но не позднее, чем за шесть недель до даты выборов, обо всех кандидатурах на пост Вице-президента, с учетом вышеизложенного в пункте (а) данного Правила.
в) Выборы должны проводиться на сессии Ассамблеи Делегатов. Каждый Центр, обладающий правом голоса, должен получить официальный бюллетень не позднее, чем за шесть недель до даты выборов. Бюллетени могут быть доставлены делегатами Ассамблеи, либо присланы по почте или по факсу в Международный секретариат не позднее, чем за неделю до выборов. Избранным считается кандидат, набравший большинство в две трети голосов.
Правило 14. Выборы Международного Казначея
а) Исполнительный директор должен уведомить все Центры о выборах на пост Международного Казначея не позднее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты выборов.
б) Имена выдвигаемых кандидатов, согласно статье 21 (а) Устава, должны поступить в Международный секретариат не позднее, чем за три месяца до предполагаемой даты выборов либо по решению Исполнительного Совета в более поздний срок. Документы номинанта должны включать письмо с его согласием баллотироваться и биографию.
в) Выборы должны проводиться тайным голосованием на сессии Ассамблеи Делегатов, если там не будет принято иного решения. Каждый Центр, обладающий правом голоса, должен получить официальный бюллетень не позднее, чем за шесть недель до даты выборов. Бюллетени могут быть доставлены делегатами Ассамблеи, либо присланы по почте или по факсу в Международный секретариат не позднее, чем за неделю до выборов.
г) Избранным считается кандидат, набравший наивысшее число голосов.
Правило 15. Выборы членов Исполнительного Совета
а) Исполнительный директор должен уведомить все Центры о выборах членов Исполнительного Совета не позднее, чем за шесть недель до предполагаемой даты выборов.
б) Имена выдвигаемых кандидатов, согласно статье 24 (б) Устава, должны поступить в Международный секретариат не позднее, чем за три месяца до предполагаемой даты выборов либо по решению Исполнительного Совета в более поздний срок. Документы номинанта должны включать письмо с его согласием баллотироваться и биографию.
в) Исполнительный директор должен разослать во все Центры в кратчайший срок, но не позднее, чем за 9 недель до даты выборов, имена и биографии всех кандидатов в члены Исполнительного Совета.
г) Голосование должно быть тайным. Каждый Центр, обладающий правом голоса, должен получить официальный бюллетень не позднее, чем за шесть недель до даты выборов. Бюллетени могут быть доставлены делегатами Ассамблеи, либо присланы по почте или по факсу в Международный секретариат не позднее, чем за неделю до выборов.
д) Кандидаты, набравшие наибольшее число голосов, считаются избранными, в зависимости от числа вакантных мест. Если на последнее место претендуют два кандидата, то на Ассамблее проводится дополнительное голосование среди присутствующих делегатов с правом голоса.
Правило 16. Выборы Международного Секретаря
а) Исполнительный директор должен уведомить все Центры о выборах Международного Секретаря не позднее, чем за шесть месяцев до предполагаемой даты выборов.
б) Исполнительный директор должен разослать во все Центры в кратчайший срок, но не позднее, чем за 9 недель до даты выборов, имена и биографии всех кандидатов на пост Международного Секретаря.
в) Выборы должны проводиться тайным голосованием на сессии Ассамблеи делегатов, если она не примет иного решения. Каждый Центр, обладающий правом голоса, должен получить официальный бюллетень не позднее, чем за шесть недель до даты выборов. Бюллетени могут быть доставлены делегатами Ассамблеи, либо присланы по почте или по факсу в Международный секретариат не позднее, чем за неделю до выборов.
г) Избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.
Правило 17. Поправки к Хартии и к Уставу ПЕНа
а) Резолюции с поправками к Хартии и к Уставу ПЕНа должны выдвигаться совместно двумя Центрами в письменном виде на одном или нескольких рабочих языках Международного ПЕНа и поступить к Международному Секретарю не позднее, чем за 16 недель до сессии Ассамблеи делегатов.
б) Исполнительный директор должен направить эти резолюции во все Центры не позднее, чем за 12 недель до сессии Ассамблеи Делегатов с предложением представить письменные замечания не позднее, чем за неделю до сессии. Замечания, полученные от Центров, не представленных делегатами на Ассамблее, если резолюция входит в повестку дня, должны быть представлены Ассамблее в письменном виде Международным Секретарем до ее обсуждения и голосования.
в) Голосование по резолюции с поправками к Уставу должно проводиться в соответствии со статьей 10(б) Устава.
г) Если резолюция содержит поправки к Уставу ПЕНа:
* дополненный проект резолюции, включающий предложения, одобренные делегатами на Ассамблее, где обсуждалась резолюция, должен быть разослан всем Центрам;
* дополненный проект должен быть включен в повестку дня следующей Ассамблеи делегатов;
* Центр, который не имеет возможности, или не уверен, что сможет послать делегата, чтобы он подал зарегистрированн
* Голосование по резолюции с поправками к Хартии ПЕНа должно быть проведено в соответствии со статьей 10 (б) Устава с учетом всех голосов, поступивших по почте, если они не были заменены голосами присутствующих делегатов.
Правило 18. Документация Ассамблеи Делегатов
а) На каждой сессии должны вестись протоколы и вместе с проектом повестки дня распространяться в соответствии с Правилом 2 (б).
б) Такие протоколы должны быть подписаны Президентом и Международным Секретарем после одобрения их Ассамблеей Делегатов в начале следующей сессии.
в) Сразу после конца сессии Международный Секретарь должен разослать текст всех резолюций, принятых на сессии.
Правило 19. Языки
а) На всех сессиях Ассамблеи Делегатов должны использоваться рабочие языки Международного ПЕНа, а на Конгрессе -- еще и язык принимающей страны.
б) На всех сессиях Ассамблеи Делегатов Центр принимающей страны должен обеспечивать синхронный перевод на рабочие языки;
в) По требованию любого Центра обеспечить синхронный перевод с языка и на язык данного Центра, в случае его согласия оплатить дополнительные затраты, принимающий Центр должен, по возможности, обеспечить такой перевод;
г) По усмотрению Председателя язык, не упомянутый в пунктах (а) и (б) настоящего Правила, может быть использован делегатом, который за свой счет обеспечивает перевод общего смысла его выступления на один из официальных языков.
Правило 20. Гости и наблюдатели
а) Согласно статье 13 Устава, только члены ПЕНа имеют право присутствовать на заседаниях Ассамблеи Делегатов.
б) По усмотрению Принимающего Центра членам разрешается привозить на Конгрессы или Конференции гостей без права присутствия на заседаниях Ассамблеи Делегатов и Комитетов Международного ПЕНа.
в) Принимающий Центр имеет право обратиться к Президенту или Международному Секретарю с просьбой пригласить известных писателей на Конгресс или Конференцию в качестве почетных гостей за счет Принимающего Центра. Перед тем как передать такое приглашение, следует посоветоваться с Центром страны, где проживает этот почетный гость.
г) После обсуждения с Президентом или Исполнительным Советом Принимающий Центр может приглашать на Конгресс или Конференцию наблюдателей, не являющихся членами ПЕНа. Председатель может разрешить таким наблюдателям присутствовать на заседаниях.
д) Международный Президент после обсуждения с Исполнительным Советом может пригласить на Конгресс или Конференцию гостей и наблюдателей, не являющихся членами Международного ПЕНа.
Правило 21. Услуги, предоставляемые Принимающим Центром
а) Принимающий Центр должен среди прочего нести ответственность перед Международным секретариатом за:
* обеспечение делегатов всеми документами Конгрессов и Конференций;
* обеспечение множительными средствами и доступ к телефону и факсу;
* магнитофонные записи всех материалов Ассамблеи Делегатов, которые должны быть незамедлительно доставлены Исполнительному Директору;
* обеспечение синхронным переводом всех заседаний Ассамблеи делегатов в соответствии с Правилом 19.
б) Принимающий Центр должен нести и другие расходы, предусмотренные в документе «Советы Центрам» в виде приложения к данным Правилам процедуры.
Правило 22. Комитеты
а) Согласно статье 11 Устава могут существовать следующие комитеты:
* Постоянный комитет или специальный комитет, учрежденный на постоянной основе Международного ПЕНа, в который могут входить Центры и/или отдельные лица;
* Целевой комитет, который может быть учрежден с целью решения специальных задач и функционирует лишь до тех пор, пока эти цели не будут достигнуты. Членами целевого комитета являются только отдельные лица;
* Временный комитет для ограниченных временных целей; действует только на период работы сессии Ассамблеи Делегатов, входить туда могут только Центры.
б) Во время выборов или учреждения комитета любого типа Ассамблея Делегатов должна оговорить финансирование комитета, членство в нем, задачи и срок действия;
в) Каждый комитет должен избрать Председателя из числа своих членов
и представить его Ассамблее Делегатов;
г) Центр, являющийся членом комитета, в любое время должен быть представлен одним членом этого Центра, специально назначенным для этой цели;
д) На каждом заседании комитета должен вестись протокол;
е) Председатель или другой член Комитета должен представить Исполнительному Совету письменный отчет о своей деятельности и рекомендации со времени предыдущей сессии или отчитаться перед собранием на следующей сессии Ассамблеи.
ж) Комитет может консультироватьс
Правило 23. Вступление в силу и поправки
а) Данные Правила процедуры должны вступать в силу в соответствии со статьями 10 и 14 Устава.
б) В случае наличия каких-либо расхождений между Уставом и Правилами процедуры следует придерживаться Устава.
в) Проект резолюции должен быть представлен на одном из рабочих языков Международного ПЕНа. Любые поправки к резолюциям должны быть сформулированы на одном из рабочих языков. На каждой стадии формулировки на таком языке должны соотноситься с аутентичной версией, с которой делаются переводы на другие рабочие языки ПЕНа.